Активные фильтры в электроприводах гребных установок и подруливающих устройств

Активные фильтры в электроприводах гребных установок и подруливающих устройств

Зачем нужны активные фильтры в электроприводах гребных установок и подруливающих устройств

Применение активных фильтров в судовых системах электродвижения чаще всего вызвано необходимостью компенсации высших гармоник тока, образующихся при работе частотно-регулируемых электроприводов. Особенности использования активных фильтров в электроприводах гребных установок и подруливающих устройств в основном определяются топологией преобразователей частоты.

В электроприводах с «шестипульсными» преобразователями частоты (с входным трехфазным диодным выпрямителем по схеме Ларионова) акцент делается на компенсации высших гармоник 5, 7, 11, 13-го порядков. Токи этих гармоник определяют требуемую мощность (номинальный ток) активных фильтров. Полная мощность фильтров может составлять до 30 процентов от мощности преобразователя частоты, потребляемой при максимальной нагрузке.

Активный фильтр

Активный фильтр (на фото в центре) компенсирует высшие гармоники тока, образующиеся при работе 6-пульсного преобразователя частоты (на фото слева) привода гребной установки

В электроприводах с AFE (Active Front End) преобразователями целевой спектр гармоник тока гораздо выше и может выходить за установленные ГОСТ пределы. В некоторых случаях требуется применение специальных активных фильтров, компенсирующих высшие гармоники до 100-го порядка.

Форма напряжения на вводе преобразователя частоты

Форма напряжения на вводе преобразователя частоты привода гребной установки при включенном активном фильтре

В приводах подруливающих устройств также могут использоваться преобразователи частоты. В этом случае решения по активным фильтрам аналогичны.

Многие подруливающие устройства подключаются через тиристорные регуляторы напряжения, выполняющие функции устройств плавного пуска (УПП).

Измерения в цепях питания привода подруливающие устройства

Измерения в цепях питания привода подруливающие устройства с тиристорным устройством плавного пуска

Несмотря на кратковременную работу УПП (обычно в пределах до 10 секунд), возникающие при этом искажения сети могут вызвать сбои в работе систем автоматизации.

Форма напряжение на входе УПП

Форма напряжение на входе УПП в процессе разгона привода подруливающего устройства

Суммарный коэффициент искажения напряжения в точке подключения УПП к судовой сети может существенно превышать допустимые ГОСТ и РМРС значения.

Суммарный коэффициент искажения напряжения

Суммарный коэффициент искажения напряжения на входе УПП в процессе разгона привода подруливающего устройства превышает 13 %

В таких ситуациях применение активных фильтров вполне целесообразно и их задачей может быть компенсация высших гармоник тока, образующихся при коммутации тиристоров УПП, и реактивной мощности, потребляемой приводом в процессе разгона.

Электроприводы гребных установок могут оснащаться непосредственными преобразователями частоты (циклоконвертерами) преобразователями частоты по схеме АИТ (автономной инвертор тока), управляемыми выпрямителями и др. Применение активных фильтров в таких устройствах также окажется правильным решением.

Проектирование систем компенсации и выбор активных фильтров

Выбор количества и мощности активных фильтров сильно зависит от схемы электроснабжения пропульсивного комплекса и установленной мощности генераторов судовой электростанции. Оптимизация схемотехнического решения системы компенсации позволяет существенно снизить требуемый ток компенсации и общую стоимость оборудования. При проектировании системы компенсации для действующей судовой электроустановки целесообразно провести измерения и определить уровень искажений тока и напряжения, величину реактивной мощности, оценить степень влияния высших гармоник и реактивной мощности на работу ответственных электроприёмников. Это позволяет обоснованно подойти к разработке системы компенсации.

При установке активных фильтров на судне может потребоваться разработка специальных конструктивов, обеспечивающих виброзащиту, дополнительное крепление корпусов, вентиляцию и др. Самостоятельной задачей является интеграция активных фильтров в АСУ энергокомплекса.

Все эти работы выполняют специалисты Инженерного центра «АРТ».

Монтаж и наладка активных фильтров в судовых электроустановках

Модульная конструкция активных фильтров позволяет выполнять монтаж в стеснённых условиях, доставляя оборудование к месту установки через штатные проёмы. Техника монтажа в общем не отличается от применяемой в работах с преобразователями частоты. Наладка активных фильтров может проводиться непосредственно с панелей оператора. Удобнее и быстрее настройку активных фильтров выполнять с ноутбука.

Настройка активных фильтров

Настройка активных фильтров в судовой электроустановке

Интеграция активных фильтров в АСУ энергокомплекса выполняется с использованием стандартных интерфейсов и протоколов обмена данными.

Предложения Инженерного центра «АРТ»

Полный комплекс работ по созданию систем компенсации высших гармоник и реактивной мощности в электроустановках до 1000 В и выше 1000 В.

Контактная информация